Выбор оптимального проектора для дома

Как выбрать проектор для дома — разберёмся в этом через просмотр его свойств, функций, различий в технологиях проецирования, прочих фишках. Но поскольку все эти вещи выражаются в деньгах, то начнём с финансовых категорий.

Как выбрать проектор для дома

Ценовой срез

Нет смысла в сравнении зарубежных цен на проекторы (и рынка у них) с нашими (покупать-то будем здесь). И подбирать будем домашний проектор по своему кошельку (а не по кошельку представителя Евросоюза).

Как меняется ценовое предложение при утолщении кошелька?

Первоначальный уровень

Несмотря на фигурирование в этом семействе (около тысячи долларов США) проекторов с разрешением Full HD (подробнее ниже) слабые стороны такого оборудования (по яркости и контрасту) происходят от использования одноматричных технологий в формировании картинки.

Проектор Benq

Benq с Full HD

Средний диапазон

Являясь исходной (три тысячи у. е.) ступенью для экстрастоимостного сегмента (10000 долларов США и выше) этот класс проекторов, естественно, лишён очевидных изъянов, наделён достаточной контрастностью, яркостью и добавлением функционала.

Sony

Лидирующий фланг

В таких устройствах помимо совмещения внушительного контраста и яркости, внедрены новейшие (оттого и дорогущие) технологии проецирования (UltraHD, Blu-ray, HDMI, HDCP передовые эталоны-стандарты, поддерживание HDR, цветовой простор BT.2020).

Проектор Sony с новейшими технологиями

Другое

В широком кругу имеет место устойчивое мнение, что лучший проектор для дома (среднеобычного) со вполне подходящим значением формата Full HD и произведённый по современным технологиям находится на уровне около двух тысяч долларов.

Проектор Epson

Не исключено, что выбор проектора стоимостью дешевле восьмисот американских долларов с пиксельным разрешением WXGA окажется для вас безупречным.

Проектор с разрешением WXGA

Нестандартная зона

Стандартная логика цен буксует, если поиск проектора связан со специальным направлением его применения. Имеются в виду проекторы для игр, сверхминиатюрные или с коротким фокусом.

Чем обусловлена цена

Ключевой принцип состоит в том, что с возрастанием стоимости проектора приумножается его производительность, яркость светового потока, удобство настройки экрана, доступный набор опций, передача цвета и применённая технология проецирования.

Правильно выбрать проектор с учётом всех нюансов, особенно если этому сопутствует неудержимое желание сэкономить, помогут ответы на вопросы такого рода:

  • С увеличением яркости цена изделия будет расти — есть ли смысл переплачивать за чрезмерную.
  • Стоит ли оплачивать ненужные или не столь важные функции.
  • Будет ли соответствовать качество цветопередачи освещённости помещения — опять же зачем оплачивать то, что останется невостребованным.
  • На какой из технологий остановить выбор (1-DLP, LCoS, 3-DLP и пр.) — это сложнее всего.

Пройдёмся по этим и другим свойствам и технологиям детальнее, ведь именно они определят стоимость вашего выбора.

Яркость

Описывая яркость проектора, говорят, что выражается она в «мощности испускаемого им луча света».

Так считают потому, что яркость от конкретного источника света будет различной на разных по площади экранах. Единицей измерения яркости потока света служит люмен (Лм), а колеблется значение яркости для разных моделей в пределах 2700–20000 Лм.

Отдельного внимания заслуживает то, что при настройке корректности передачи цветов (без утраты части спектра) яркость однозначно теряется, а вместе с нею и контрастность.

Яркость в разных нагрузках

От пропорциональной взаимосвязи качества передачи цветовой палитры и яркости следует хорошо понимать разницу в режимах подачи картинки проектором.

В случае, например, трёхрежимного способа функционирования — яркого (3000 Лм), презентационного (2500 Лм) и истинного (точного) (1500 Лм), то устраивающее зрителя качество отображения в истинном режиме останавливает ваш выбор на проекторе с яркостью в тысячу пятьсот Лм, но не в три тысячи.

Яркость при попутном освещении

Для обеспечения видимости картинки при постороннем освещении световой поток проектора должен своей яркостью перебить («перекричать») такой фоновый свет.

В обстановке большой освещённости и внушительного экрана качество передачи цветовой гаммы теряется и ценится неотёсанная сила яркости. И чем мощнее эта сила, тем выше будет стоимость и, вероятно, помимо высокой яркости, в такую плату войдёт некая толика вспомогательных функций, характеризующих дорогие устройства.

С уменьшением освещения сила светового потока (яркость) становится излишней. Но на первый план выступает качество передачи цвета и контрастность.

При полном же отсутствии стороннего света собственный поток проектора настолько велик, что от его рикошета по поверхностям светлых стен и белого потолка создаются блики на экране, — даже перекрашивание или затемнённая драпировка окажут решающее влияние на положительный результат (даже чёрный корпус самого аппарата в отличие от белого).

Улучшение качества изображения проектор благодаря черным стенам

При идеальных условиях в просмотровой комнате для высокой контрастности достаточно силы потока света (яркости) в среднем около 700–800 люмен. Для гостиной или жилой, с менее приемлемыми характеристиками, — достаточно наибольшей яркости около 2000 Лм.

Яркость на экране

Выбирая проектор по значению яркости, рассчитывайте, что двукратное увеличение одного из линейных размеров экрана потребует четырёхкратного увеличения мощности светового потока. Такой аппарат будет уже в другой стоимостной категории.

Для проектора невозможно в паспорте указать реальную величину яркости. Ведь он не обладает экранной площадью.

Но если известно значение мощности испускаемого им света, то по таблице от фирмы StewartFilmscreen можно узнать оптимальную диагональ экрана для него.

Значения в таблице приведены относительно матовых покрытий. При использовании же экранов с коэффициентом усиления яркости, нужно эти показатели перемножать на усиливающие коэффициенты.

Яркость по цветам

Недавно производителями был предложен новый эталон яркости (активно протаскивается фирмой Epson) для сравнения клиентами свойств проекторов. Предложенное название — цветовая яркость.

Объяснение сути начинается ими с того, что максимум силы потока проектора определяется яркостью для белого цвета. В свою очередь, яркость белого состоит из яркостей зелёного, красного и синего цветов, которые его составляют.

В итоге макс. светопоток (яркость) = яркость белого цвета = полная яркость зел. + полная яркость красн. + полная яркость син.

(кстати, чёрный = мин. зел. + мин. красн. + мин. син.).

Однако, понимая, что такой показатель является важным для покупателя, изготовители стали нечестно завышать полную яркость, дополнительным образом усиливая яркость белого цвета.

На картинке ниже видно, как два аппарата с одним значением яркости по белому цвету различно отражают цвета.

Разное отображение цвета проекторами

В этом месте мы подходим к различиям в принципах технологий проецирования.

Технология проецирования

Сразу скажем, что из созданных на сегодня разновидностей проецирования абсолютно лидирующей технологии нет. Каждая технология имеет свои достоинства и производители постоянно работают над сглаживанием присущих им недостатков.

Электронно-лучевые трубки (ЭЛТ)

Сюда относятся первые проекторы, появившиеся ещё в семидесятых годах прошлого столетия. Технология воспроизведения в них основана на использовании ЭЛТ. Для кого-то это будет удивительно, но они до сих пор изготавливаются (и это кому-то нужно!).

ЭЛТ обеспечивают большое разрешение, но не обладают высокой яркостью. Вес их измеряется десятками килограммов, а стоимость десятками тысяч долларов.

Жидкокристаллические дисплеи (ЖКД)

Другой подход к технологии реализации идеи связан с дисплеями на жидких кристаллах.

Сначала это были многослойные по технологии TFT. Говоря по-простому, это обычные дисплеи, только работающие на просвечивание.

В настоящем фирма Epson производит проекторы с использованием трёх дисплеев (вместо одного) на полисиликоновой основе. Благодаря силиконам поддерживается насыщенность цветовой палитры и обеспечивается длительная эксплуатация при постоянном тепловом воздействии.

Технология фирмы Epson

Микрозеркала (DLP)

С конца прошлого века в проецировании открылась эпоха технологии цифровой обработки. В основе одной из них (DLP-технологии) лежит применение микросхем (или чипов), состоящих из сотен тысяч микрозеркал, каждое из которых это пиксель.

Свет лампы проектора попадает на зеркало через цветовое колесо, разделённое на разноцветные (базовых цветов) сегменты. Соответственно, попадающий свет будет определённым образом окрашен. Оттенки цветов формируются временем включения пикселей.

Изображение на экране (картинка) по технологии DLP получается существенно качественнее (насыщеннее) по сравнению с ЖКТ за счёт:

  • меньшего расстояния между зеркалами;
  • работы зеркал на отражение, а не на просвет;
  • практического отсутствия потерь света.

Картинка по технологии DLP

Как понятно из принципа этой технологии, цвета выводятся на экран последовательно. Нашему зрению это незаметно благодаря большой скорости вращения цветового колеса (около десяти тысяч оборотов в минуту). Но иногда это сказывается появлением на границе контрастных движущихся объектов радужных сполохов (пример на видео).

Выход из этой ситуации производители нашли в применении большего количества сегментов в колесе и окрашивании их в дополнительные цвета (помимо базовых).

В LED DLP-проекторах как источник света используются не лампа, а красный, синий и зелёный светодиоды. Работая в определённой последовательности, они формируют цвета привычным образом.

По причине низкого потребления энергии есть DLP-проекторы, работающие от аккумулятора, а благодаря отсутствию колеса в них нет ограничения по скорости смены цветов и отсутствуют причины появления радуги.

Отсутствует колесо и в трёхматричных DLP-проекторах, где вместо него обосновались три микросхемы-чипа для каждого базового цвета и очень сложная оптика. Однако цена их начинается с десятка тысяч долларов, а экземпляр для домашнего кинотеатра выльется в пятнадцать-двадцать.

Изображение в DLP-проекторах

Относительно цены с DLP-проекторами производителям других технологий бороться сложно. Тем более что поскольку в них используются микросхемы компании TexasInstruments (США), реклама этих устройств занимает пятьдесят процентов рынка.

Рекламные заявления о том, что таковая технология является лидирующей — не соответствует действительности.

Трёхматричные (3LCD)

В этих проекторах свет от источника отфильтровывается (на базовые) при прохождении через зеркала. С каждого из них один из уже отфильтрованных базовых цветов поступает на отдельную матрицу.

Сами по себе матрицы являются решёткой. В ней прутья — это каналы для управления, а промежутки (пустоты) — пиксели. В результате открытия/закрытия (полного или частичного) формируется световой поток, переходящий на призму, где изображение окончательно формируется из всех цветов и попадает на экран. Таким образом, картинка на нём формируется уже слепленной (полноцветной).

Изображение в LCD проекторе

Недостатками такой технологии может быть неточный контур объекта (при недостаточной тонкости настройки матриц — «сдвиг линз»), недостаток «чёрного» (хотя в последние годы этот показатель достиг сравнения с DLP), выгорание матриц (выгорание поляризатора синей матрицы) и эффект решётки.

Сравнение LCD и DLP

Отражающие матрицы LcoS

В отличие от 3LCD матрицы в технологии LcoS не пропускают, а отражают поток света открытием или закрытием отражающего полупроводникового участка (подложки) кристалла.

Именно в этой подложке находится управление им, а коэффициент полезного использования полупроводника, доходящий до 93 процентов, исключает появление сеточной структуры на экране.

Во львиной доле выпускаемых LcoS (или иначе D-ILA) проекторов используются матрицы с разрешением SXGA (1365х1024). Световой поток в них имеет мощность от одной до семи тысяч ANSI-лм. Их высокая цена обусловлена высокой стоимостью лампы.

Матрица с разрешением SXGA

Плата за технологии

Вкратце, DLP-технологии, будучи впереди по контрастности («чёрному»), постоянно работают над подтягиванием яркости, 3LCD — с точностью до наоборот.

Если покупатель готов выйти из бюджетной категории, то у него появляется возможность выбора проектора для дома с полупроводниковыми источниками света (лазеры, светодиоды и пр.).

При входе в средний уровень цен покупателю будут доступны технологии 3LCD C2 Fine от Epson или 3LCD-технология BrightEra от Sony. Плюс к этому в приобретаемом проекторе увеличится контрастность.

Следующий прирост цен введёт покупателя в мир LCoS (SXRD, D-ILA, 3LCD Reflective), а также в трёхматричную DLP.

Контрастность

Рассматривая контрастность, под ней понимают соотношение чёрного с белым. А это, в свою очередь, является общим последствием передачи проектором картинки и восприятия его в определённом зале.

С другой стороны, о ней можно судить по качеству отображения неподвижных вещей (шахматная доска) или предметов в движении.

Кроме того, важно знать, что в проекторах встроена автоматически настроенная диафрагма, призванная насыщать чёрное в тёмноцветных фрагментах, частично блокируя световой поток от источника.

Работа автодиафрагмы сильно проявляется от резкой перемены яркости. Иногда при этом заметно трансформируются оттенки.

Из всего этого возникает резонный вопрос — какой в себе смысл несёт показатель контраста, обозначенный в паспорте (особенно для неискушённых пользователей)?

Ловушка кроется в настройках так называемой гаммы.

Это критерий выдачи устройством подходящей яркости. Ведь в отсутствие оправданной темноватые предметы будут слиты с чёрными. Поэтому и происходит возникновение необходимости настраивания гаммы для разных требований просмотра.

В идеале проектор должен, используя эти настройки, безупречно отразить необходимые оттенки, так сказать, предусмотренные художником (художник — это вы).

На рисунке изображены стандартная и низкая гаммы изображения

На рисунке изображены стандартная и низкая гаммы

В целом для оценки контраста проекторов уже есть подготовленные экспертами выводы, сводящиеся к такому:

  • На контрастность влияет освещённость зала.
  • Этот показатель не влияет существенным образом на разборчивость отображения текста при добавочном освещении.
  • Особенность цветоотображения не зависит от контрастности.
  • Сила светового потока наращивает контраст (то есть преимущество яркости в определённых условиях может заменить недостаток контраста).
  • Заявленный производителем показатель контрастности практически применим только к освещаемому залу (особенно для бюджетного сегмента).

Цветопередача

При описании этого свойства проекторов пользуются диаграммой, зафиксировавшей все доступные человеческому зрению оттенки цветов. На ней треугольником охвачен фрагмент, отвечающий стандарту sRGB, предъявляемому к современным проекторам. Формируемые проекторами цвета располагаются внутри его.

Цветопередача

Различные методики проверочных тестов на пропорциональность равновесия белого цвета и множество других сложных вещей вряд ли будет изучать покупатель, перед тем как выбрать проектор для квартиры.

Хотя такое упорство достойно уважения.

Упрощённое же понимание способности передачи цветов проектором состоит в том, насколько плавно происходит перемещение градиентов от чёрного цвета к любому из базовых цветов.

К этой же теме относится вопрос о технологии настройки цветопередачи проектора. Притом не в наличии её или отсутствии, а в качестве.

Крутые модели, например, дают возможность регулирования белого по каждому из базовых цветов. И предоставляют для этого две составляющие — по нарастанию и по смещению. Первый — для общего уровня яркости, второй — для выравнивания.

Структура управления цветом в дорогих моделях позволяет изменять характеристики их пограничных значений (это нужно делать с крайней осторожностью!).

Объектив и установка

Для предварительной оценки допустимости работы проектора в комнате важно знать его отношение проекции (ПО). Ведь при умножении этой величины на ширину экрана получим расстояние от изображения до объектива.

Если ПО, например, 2 — то с дальности двух метров экран будет иметь ширину один метр, а с трёхметрового отдаления — полтора.

При оснащении объектива ЗУМом проектор будет характеризоваться двумя ПО — минимальным и максимальным. Это, в свою очередь, ведёт к большей свободе выбора площади экрана и просмотрового зала.

Положение проектора, обеспечивающее максимальное изображение называют широкоугольным. Если же оно приводит к минимизации — узкоугольным.

Общие соображения в этом аспекте таковы:

  • При нахождении зрителей рядом с проектором может быть слышен звук вентиляции.
  • Существуют проекторы, устанавливаемые между изображением и зрителями.
  • Крайние расположения объектива чреваты расстройством баланса белого цвета.

Сдвиг (офсет)

В основном проекторы, особенно малобюджетные, выводят картинку под прямым углом к объективу или с незначительным сдвигом по вертикали (около 10%). Это практично, когда проектор располагают на горизонтальной плоскости и на небольшой высоте.

Такое перемещение картинки по отношению к источнику именуется офсетом, и он отражается в описании не всегда.

В среднеуровневых ценах проекторы имеют дополнительно офсет по горизонтали, достигающийся возможностью его подстройки.

В дорогих моделях проекторов такие подстройки могут выполняться моторизованно (с пульта) и сохраняться в памяти (полезно при периодическом изменении формата).

Наличие такой полезной опции даст возможность приспособить к залу проектор, а не выискивать подходящий проектор под имеющуюся комнату.

Сдвиг (офсет)

Режим 3D

Проблемой просмотра видеоматериала в 3D с помощью технологии проектора является потеря мощности светового потока. Отсюда следует, что если ваш проектор обладает запасом яркости, то для 3D это будет плюсом.

Дополнительными проблемами могут быть двоение и мерцание.

В проекторах для подкрепления 3D-режима применяются активные и пассивные методы.

Пассивная предполагает употребление двух проекторов (парой) (или поляризатор с переключателем) плюс спецэкран.

В домашнем кинотеатре используется активная технология с очками.

В DLP-проекторах нашло употребление недорогой методики DLP Link, но синхронизация иногда сбивается.

Геймерам

Любителям игр следует рассчитывать на то, что проекторы подобно мониторам имеют задержку, которая при достижении ста миллисекунд сделает невозможной ведение игры (разве что на авиасимуляторах).

СОВЕТ. Уменьшение задержки достигается отключением всех дополнительных функций по обработке картинки в проекторе

Проекторы типа DLP имеют более резкий отклик сравнительно с проекторами других технологий.

Правда, геймеры — парни ушлые и вполне разберутся с этим по обзорным статьям.

Надеемся, что приведённый нами обзор свойств, функций, технологий проецирования поможет сделать правильный выбор домашнего проектора и он принесёт вам немало удовольствия в повседневном обиходе.

Оставляйте свои комментарии, задавайте нам вопросы.

  • ВКонтакте
  • facebook
  • обычная форма
  • Оставить комментарий

сети
программы
Smart TV
ос
не нашли ответ?

Ваше имя (обязательно)

Ваш e-mail (обязательно)

Тема

Сообщение