Содержание:
Большинство обычных компьютерных мониторов (как и телевизоров) поддерживает частоту обновления кадров 60 Гц. Этого достаточно для обеспечения приемлемой плавности движения, но не во всех случаях. В компьютерных играх, где дискретизация ухудшает динамичный игровой процесс, используются мониторы с вдвое большим показателем – 120 Гц и даже выше. Означает ли это, что обычные мониторы жёстко ограничены стандартным значением частоты смены кадров? Отнюдь, и сегодня вы узнаете, как преодолеть этот барьер.
Если производитель матрицы заявляет о поддержке частоты обновления кадров на уровне 60 Гц, это означает, что если вы захотите воспользоваться программами, тестирующими параметры монитора, можете быть уверенными, что именно этот показатель будет на уровне. В противном случае производителю не избежать судебных исков, инициированных потребителями.
На практике это означает, что на любом мониторе, в технических характеристиках которого говорится о частоте обновления экрана, равной 60 Гц, реализована возможность работать с несколько большей частотой. Поскольку процесс производства матрицы технологически достаточно сложный, лучше обезопасить себя от возможных неприятных последствий, изначально заложив некоторую погрешность относительно частоты обновления экрана. И, конечно же, в большую сторону.
Другими словами, любой монитор технически способен поддерживать частоту обновления больше паспортной, причём упомянутый запас составляет примерно 25%. И если это 60 Гц, то фактически монитор способен поддерживать порядка 75 Гц. Можно ли заставить монитор работать на такой частоте?
Оказывается – да. Любителям оверклокинга и плавного просмотра динамичных сцен это понравится, поскольку реализуется такая возможность чисто программным способом. Например, утилитой Custom Resolution Utility. Кроме поднятия частоты обновления экрана, программа умеет настраивать разрешение вашего монитора, но здесь уже не выходя за пределы паспортных технических характеристик.
https://www.youtube.com/watch?v=5J5buPL43eM
Custom Resolution Utility поддерживает практически все модели видеоадаптеров ATI/AMD, NVIDIA и в состоянии правильно работать с отдельными моделями видеокарт от Intel. Правда, есть ограничения со стороны ОС – утилита не будет функционировать в компьютерах с Windows XP, с версиями от Vista и выше проблем возникнуть не должно.
Любые манипуляции с разрешением чреваты тем, что монитор потухнет и вы не сможете вернуть настройки обратно простым способом. Чтобы избежать такого сценария, желательно перед установкой утилиты Custom Resolution Utility скачать, инсталлировать и запустить любую программу, предоставляющую возможность у. Неплохие рекомендации у TeamViewer, но можно использовать любое ПО данного класса, выдаваемое по запросу в Google в топ-10.
Более простой способ вернуть прежние настройки, если что-то пойдёт не так – перезагрузить Windows в безопасном режиме.
Итак, порядок действий по инсталляции и первичной настройке Custom Resolution Utility:
В результате проделанных действий экран должен сначала погаснуть, а потом перейти в тот режим, который вы задали. Если он окажется не под силу видеокарте, монитор останется чёрным, и вернуть прежние настройки можно будет обходным путём – через удалённый доступ, в режиме восстановления или безопасном режиме.
А теперь о том, что прописать в параметре Timing (Тайминг). Здесь, нажав на стрелку, вы получите достаточно длинный список из доступных режимов:
Refresh rate не нужно пытаться установить на максимум, просчитанный по нашей методике: она усреднённая, так что не гарантирует, что можно повышать частоту именно на 25%. Рекомендуется увеличивать значение этого параметра на 1-3 пункта, после чего жать ОК и наблюдать результаты. Если всё хорошо, можно приступать к следующей итерации, пока не достигнете потолка для данной модели монитора.
Мы уже отмечали, что слишком большое значение Refresh rate может привести к тому, что видеокарта не сможет отправлять данные на монитор с такой частотой, в результате чего он останется чёрным. Но даже если вы подобрали максимальное значение, при котором изображение видно, это не означает, что вы добились желаемого: работу графической подсистемы необходимо протестировать, поскольку при завышенной частоте возможно появление артефактов, и тогда Refresh rate нужно будет уменьшать.
В принципе описанный выше алгоритм, как поменять разрешение и частоту обновления с помощью Custom Resolution Utility, достаточен для того, чтобы внесённые изменения заработали после запуска restart.exe или её 64-битной версии. Функция этих двух микропрограмм единственная – перезапустить драйвер видеоадаптера, и обычно так и происходит. Теперь, когда вы зайдёте в панель управления видеокартой стандартными средствами Windows, вы увидите, что в списке доступных разрешений и частот обновления экрана появились новые значения – те, которое вы вводили во время наращивания Refresh rate. Они будут доступны до момента переустановки операционной системы, после чего всю процедуру нужно будет повторять заново.
Желательно протестировать работу графической подсистемы после внесённых изменений с помощью стороннего софта или даже в режиме онлайн, например, на сайте TestUFO.
В главном окне утилиты Custom Resolution Utility внизу имеется раздел Extension Block. Если он пустой, нужно кликнуть кнопку Add, если нет, то выберите режим CEA-861 и нажмите Edit. Откроется новое окно, в котором в нижнем блоке (Data Blocks) нужно нажать кнопку Add и в появившемся списке выбрать значение FreeSync range. Затем нужно выбрать значение частоты развертки в диапазоне 50-60 Гц и нажать ОК. Затем – перезапустить драйвер видеокарты любым из описанных способов. Если графическая подсистема будет работать стабильно, можно попытаться повысить герцовку монитора и продолжать итерации до получения оптимального значения.
Процедура аналогична включению FreeSync – снова идём в Data Blocks, жмём Add, но в появившемся списке выбираем пункт HDR static metadata. После нажатия ОК необходимо в окне HDR Static Metadata выбрать пункт Traditional gamma — HDR. Впрочем, режим High Dynamic Range может и не включиться – всё зависит от конкретной модели монитора. Отметим, что данная функция не имеет никакого отношения к железу – она эмулирует работу HDR, и разница со стандартным изображением будет не всегда заметной.
Для обычных пользователей повышение герцовки монитора вряд ли жизненно необходимо. Да и заметить разницу получится не у всех, особенно если повышение небольшое, в пределах 5-10 Гц. А вот увеличение на 20-25 Гц может уменьшить рассинхронизацию, особенно в динамичных играх – при просмотре обычного видео разница в частоте обновления кадров не столь важна, поскольку для человеческого глаза уже 25 Гц – это общемировой стандарт. Впрочем, восприимчивость глаза существенно выше – до 100 Гц, но на небольших экранах требуемая плавность достигается на невысоких значениях частоты. В играх ситуация несколько иная – там все кадры резкие, к тому же игрок управляет процессом, происходящим в кадре, поэтому здесь частота должна быть выше обычной.
Сделал всё по инструкции, но после увеличения частоты развёртки появился побочный эффект – нарушилась изначальная цветовая гамма, появилось смещение в сторону розового оттенка, и это меня реально раздражает. Пробовал вернуть настройки к дефолтным – не помогло, розовый остался преобладающим. Вернуть все на круги своя удалось с помощью reset-all. Хотелось бы знать, из-за чего может возникать подобный эффект?
А у меня ситуация несколько иная. Перешёл на десятку, поставил Custom Resolution Utility, разгонял монитор через второй блок, просто добавляя герцы и разрешение. Все работало отлично, разгонял вплоть до 80 Гц, хотя работал на 75 при разрешении 1920х1080. Но десятка не понравилась, от слова совсем – вернулся на родную семерку, и тут начались проблемы. Что я не делал, пробовал несколько разных мониторов, но какие бы частоты не выбирал, получалось все равно 60. То есть увеличить никак не получается. Это что, косяки семерки или что-то другое?
Если видюха Nvidia, то лучше используй родную панель управления – там тоже есть возможность создания пользовательского разрешения, причём если оно окажется неподъёмным, то система самостоятельно вернёт параметры на предыдущие. Если все нормально – просто сохраняешься и работаешь на своих 75…
Всё дело в матрице. Она у тебя явно подсевшая и просто не тянет высокие частоты или разрешения, а на дефолтных работает на пределе своих возможностей.