Содержание:
Компьютерная индустрия — одна из наиболее развивающихся сфер и сегодня, когда времена мейнфреймов и перфокарт давно позабыты, а компьютеры есть практически в каждом доме, устройства, выполняющие функции управления, закономерно эволюционировали вместе с ними. Мыши немыслимых форм и расцветок, проводные и беспроводные, оснащённые многочисленными опциями, могут впечатлить даже самого искушённого пользователя.
И мало кто сможет вспомнить, какой она была ещё лет 15-20 назад, не говоря уже о первых моделях манипулятора. При этом история развития компьютерной мыши насчитывает уже полвека! Вернёмся к истокам и рассмотрим, какой она была и как меняла свой облик на протяжении десятилетий.
Для начала вспомним, кто является изобретателем манипулятора, ставшего сегодня многофункциональным устройством управления, без которого не обходится ни один пользователь, и когда мир увидел первый прототип. Впервые манипулятор был представлен на компьютерной конференции в 1968 году Дугласом Энгельбартом, сотрудником Стэнфордского исследовательского института, кто и изобрёл компьютерную мышь, а точнее «индикатор положения X-Y для системы отображения», ещё пятью годами ранее.
Идея создать подобное устройство управления появилась, когда клавиатуры стало недостаточно для ввода информации. Нужно было придумать, как облегчить задачу работы с графикой и сделать удобный манипулятор.
И поскольку экран являет собой массив пикселей, размещённых по сетке по горизонтали и вертикали, для перемещения указателя и взаимодействия с элементами на дисплее следует задействовать два диска, отвечающие каждый за свою ось. Так, изобретение компьютерного манипулятора было неизбежно ввиду необходимости управления графическими элементами.
Тогда манипулятор предстал совсем не в том виде, в каком мы привыкли его видеть. Приспособление, которое придумал Энгельбарт, имело весьма топорный внешний вид, ведь речь шла не о дизайнерском исполнении, а об удобстве управления. Мышь представляла собой простейшее устройство, внутри которого находились два диска для движения на экране по осям X и Y в четырёх направлениях, и выглядела как деревянная коробка с одной кнопкой сверху корпуса и проводом.
В 1970 году изобретатель получил патент на своё устройство из деревянного корпуса с металлическими колёсами, прозванное в итоге «мышью». Такое название манипулятор получил благодаря проводу, идущему от приспособления и соединяющему его с компьютером и напоминавшему мышиный хвост.
После того как права пользования были переданы компаниям Xerox и Apple, манипулятор претерпел многочисленные изменения и получил широкое распространение.
В 1973 году, когда был представлен персональный компьютер с графическим интерфейсом Xerox Alto, появляется и первая компьютерная мышь из пластика с тремя кнопками, поставляемая вместе с ПК в качестве устройства управления и уже больше похожая внешне на привычные модели. Массовым продуктом Xerox Alto так и не стал, однако несколько тысяч машин использовалось в самой компании, а также университетах.
Управление курсором достигалось за счёт шара и двух роликов, заключённых в корпус устройства. Такая конструкция имела один явный недостаток – накопление пыли и грязи внутри механизма, провоцировавшие затем эффект залипания курсора, что и подтолкнуло в 1981 году Стивена Кёрча изобрести оптическую модель, лишённую этих изъянов.
За создание аналогичного устройства взялся и Ричард Лайон, сотрудник Xerox. Оптический контроллер, считывающий координаты посредством оптического датчика, меньше загрязнялся и был компактнее механической модели, для его использования требовался также светоотражающий коврик.
Так, уже спустя несколько лет с момента создания прототипа Энгельбартом компьютерную мышь было не узнать. Она стала выглядеть более стильно и современно, при этом, чтобы появиться в массовом производстве, контроллеру нужны были изменения, которые сделают продукт дешевле (стоимость мышки на то время составляла 400$, что в те годы было заоблачным ценником).
Вдохновившись идеей управления компьютером посредством мыши, молодой Стив Джобс также решил создать контроллер, доступный для рядового потребителя. Он учёл все недостатки, включая главные – дороговизну устройства и необходимость использования на специальной поверхности, и принялся за создание собственной модели.
В 1983 году Apple покупает лицензию у Xerox и выпускает собственную мышь, идущую комплектом к Apple Lisa. Контроллер Lisa Mouse, созданный для первого коммерческого компьютера, разительно отличался от устройства Xerox – компании удалось удешевить производство, и ценник на изделие снизился до 25$, а вместо трёх кнопок теперь использовалась одна. Такая же мышь, но с округлёнными краями корпуса вышла в 1984 году в тандеме с Macintosh.
История компьютерной мыши продолжилась внедрением в конструкцию ещё одной важной детали – колеса прокрутки. Ранее полоса прокрутки была лишь частью интерфейса, и взаимодействие с данным элементом осуществлялось путём нажатия по полосе.
Металлический шарик был заменён прорезиненным, затем появилось колёсико, разрабатываемое разными инженерами параллельно. Первой мышью с привычным сегодня колесом прокрутки стала модель Pro-agio/Easyscroll от Genius.
А годом позднее, в 1996-ом, компанией Microsoft запущены в массовое производство мыши IntelliMouse, быстро ставшие популярными среди пользователей. Сначала двухкнопочные устройства оснащались дополнительной кнопкой для включения и отключения прокрутки, позже вместо неё появилось колёсико, позволяющее листать страницы и управлять масштабом.
Расширяя функционал устройств, производители добавили ряд кнопок. Одни из них отвечали за настройки устройства, другие за определённые задачи (управление громкостью, воспроизведением, запуском приложений и т. д.) и могли быть запрограммированы на различные действия. От пользователя при этом требовалось скачать необходимые драйверы. Такие модели быстро приобрели популярность среди геймеров.
Второе поколение оптических манипуляторов в конце 90-ых полностью вытеснило с рынка механические модели. В 1999 году шариковый механизм контроллера IntelliMouse был заменён оптическим (LED), при этом использовать такую мышь можно было уже без специального коврика, хотя и на стеклянных, зеркальных поверхностях работа наблюдалась нестабильная. Эта мышь стала первой серийно производимой оптической моделью.
Неоценимый вклад в развитие манипулятора внесла компания Logitech. Именно ей мышь обязана потерей «хвоста». В 1984 году для компьютера Metaphor была впервые разработана беспроводная мышка, работающая через инфракрасный канал, а в 1991 году появляется Logitech MouseMan Cordless, «бесхвостая» мышь на базе радиосигнала с частотой 150 кГц.
Уже через три года компания представляет новое поколение беспроводных средств управления с радиочастотой 27 МГц и в 2001 году выходит первая серийная мышка, лишённая провода и оснащённая лазерным сенсором, по чувствительности значительно превосходящим оптический вариант.
Что касается управления, то такое устройство работало на любой поверхности за исключением зеркальной, а автоматическое отключение лазера при отрыве от поверхности позволило экономить энергию. Корпус повторял форму руки, что для правшей было отличным решением.
На рынке появилось великое множество моделей от различных производителей, подхвативших идею создания свободной от проводов мышки. В двухтысячных изменения коснулись в основном дизайнерского подхода. Фантазия разработчиков была направлена на улучшение эргономики и внешнего вида устройств – корпус становился более компактным, сглаженным, а вариации его расцветок всё разнообразнее. Затем начались эксперименты с изменением дизайна в пользу комфорта использования моделей.
В 2009 году Apple создаёт Magic Mouse, совсем без кнопок, но не менее функциональную – нажатие можно выполнять на любом участке верхней панели, а сенсорная матрица позволяет прокручивать страницы, масштабировать и совершать клики.
В 2018 году компанией Logitech выпущена профессиональная модель MX Master 2S, посредством которой можно работать сразу на нескольких компьютерах одновременно, перемещая элементы между дисплеями. Светодиодная мышь с поддержкой беспроводного соединения работает на любой поверхности. Сегодня стоимость флагманской модели достигает 8 000 рублей.
В 2019 году Logitech запустила MX Master 3 – ещё один контроллер в линейке. Профессиональная мышь рассчитана на повышение производительности труда при работе с цифровым контентом. Её отличает бесшумная работа и высокая чувствительность.
Сегодня среди обилия функциональных и эргономичных манипуляторов подобрать модель под свои нужды сможет каждый пользователь. А тем временем производители не спешат отправлять данное средство управления на пенсию, ежегодно предлагая усовершенствованные вариации контроллеров. Посмотрим, чем удивят разработчики нас в ближайшем будущем.
Совсем недавно решил приобрести компьютерную мишку, которой можно работать одновременно на двух компьютерах, для меня она оказалось очень полезной.
Будущее явно за сенсорами, так что пенсия не за горами. Уже смартфоны стали настолько мощными, что в их корпусе можно спрятать достаточно не слабый компьютер. И что касается объёмов хранимой информации, в том числе.