Социальные сети бывают разные. Большая часть универсальные, где предпочтение не отдаётся ни одному способу общения либо контенту. Есть такие, где общаются с помощью ограниченных по размеру сообщений. Instagram специализируется на фото- и видеоматериалах, сведя общение к обмену комментариями. С недавних пор начали набирать обороты соцсети, где основной способ вести беседу – голосовой. И хотя Clubhouse не является пионером в данном направлении, на сегодня это самое популярное сообщество, где текстовые сообщения – табу. В чём же феномен сети? Давайте разбираться.
В принципе аудиоматериалы дозволены в большинстве соцсетей, но особенность Clubhouse состоит в том, что здесь этот формат общения является не просто основным, а единственно возможным. Текстовую информацию здесь можно вводить, только когда заполняешь профиль. Ну, и в некоторых других случаях, о которых мы расскажем позже.
Самое удивительное, что это очень молодое сообщество, заявившее о себе в начале 2020 года, сегодня уже считается неким элитарным клубом, стать членом которого не так-то и просто. Обычной регистрации, по крайней мере, недостаточно.
Создали Clubhouse предприниматели в сфере ИТ Роэн Сет и Пол Девидсон. Оба с дипломами Стэнфордского университета, оба имели опыт работы в Google. Подтолкнула друзей к созданию голосовой сети пандемия COVID-19, когда повсеместно начали вводиться карантинные меры, и обычное общение стало невозможным. Люди, находящиеся на самоизоляции, отчаянно искали способы коммуницировать, и новая социальная сеть пришлась как нельзя кстати.
Итак, что же такое Clubhouse? Если говорить обобщённо, то это платформа для общения голосом в чатах, называемых здесь комнатами, которые сгруппированы по тематической направленности. И никаких личных сообщений, фотографий и видеоклипов. Айтишники называют сеть неким гибридом между подкастами, проводимыми исключительно в режиме реального времени, голосовыми конференциями с небольшим количеством спикеров, и болталкой разгильдяев у офисного кулера.
Подкасты как явление уже давно стали достаточно популярными, но ещё никогда они не были исключительным средством общения в рамках одной платформы. Но популярность Clubhouse зиждется не только на новом формате. Эксклюзивность – вот что привлекает к сообществу всё новых и новых пользователей.
Как мы уже отмечали, обычная процедура регистрации здесь хотя и присутствует, но не гарантирует, что вас тут же примут. Быстро и гарантированно стать членом сети можно только по приглашению других участников. Спрос рождает предложение, и сегодня пригласительные инвайты можно приобрести на eBay с минимальной стоимостью $20. Цены порядка 500-800 долларов тоже не редкость. И покупают!
В качестве маркетинговых мероприятий создатели сервиса используют инвесторов, а также известных публичных личностей. Так, членами Clubhouse являются Илон Маск, актёр Джаред Лето, ведущая Опра Уинфри и многие другие знаменитости. И любой участник сообщества имеет возможность если не пообщаться со звёздами голосом, то хотя бы слышать их живую речь.
О стремительном взлёте популярности соцсети говорит тот факт, что сейчас она находится на 7 месте магазина AppStore в категории «Социальные медиа», а поисковые запросы типа «Дайте инвайт в Clubhouse» уже длительное время находятся в топе. Если в декабре 2020 количество пользователей сети составляло порядка 600 тысяч человек, то к началу февраля 2021 года, то есть за 2 месяца, оно увеличилось до почти 2,5 миллионов членов. Стоимость этого стартапа уже сейчас превысила отметку $1 млрд.
Другие популярные соцсети не могли остаться безучастными, наблюдая столь стремительный взлёт новичка. О возможности создания голосового чата Fireside сообщили в Facebook, в Twitter уже работает бета-версия платформы аналогичной направленности, и даже в ВКонтакте появились «ВК Клубы», пока не пользующиеся особым спросом.
На сегодня главным условием является наличие гаджета, работающего под iOS. Вам нужно скачать приложение в AppStore и установить его.
Можно не сомневаться, что это ограничение носит временный характер, и в будущем появится приложения для Android. А там, глядишь, подтянется и Windows-версия.
Итак, у вас имеется два варианта действий: зарегистрироваться в Clubhouse обычным способом или получить приглашение от другого члена сообщества.
Зарегистрироваться в приложении несложно, но придётся ждать, когда вашу заявку одобрят. Каких-либо предельных сроков здесь нет, ждать, скорее всего, придётся очень долго. Так стоит ли регистрироваться, если вы хотите стать членом сообщества прямо сейчас и готовы искать друзей с приглашением?
Стоит. Хотя бы потому, что таким способом вы резервируете своё имя, которым могут воспользоваться и другие, если вы известная личность. Подобная практика в сети существует достаточно давно.
Второй способ надёжнее, но как получить инвайт-приглашение в Clubhouse, если у вас нет друзей в этой соцсети? А если и есть, это не означает, что они готовы дать вам инвайт, ведь их выдаётся только два. То есть, скорее всего, эти приглашения уже были кому-то розданы. Правда, со временем Clubhouse предоставляет членам ещё несколько инвайтов, но, как вы понимаете, рассчитывать на это не приходится…
Где же взять инвайт в Clubhouse? Не искать же его на eBay или в подпольных группах Facebook?
Выход есть. Если у вас есть друзья или знакомые без пригласительных инвайтов, этого достаточно. Приводим подробную инструкцию:
Отметим, что платформа знает и показывает количество своих пользователей, у которых есть номер вашего телефона.
Как мы уже отмечали, процедура регистрации максимально проста, но в ней нашлось место для небольшой персонализации – речь идёт об указании предпочтительных тематик. Если потребуется, эти данные можно изменить в профиле в любое время.
В профиле можно добавлять следующую информацию:
В клубы, представляющие интерес для пользователя на основе информации, указанной при регистрации, можно вступить сразу после этой процедуры. Будет также сформирован список комнат друзей, в которых в настоящее время они находятся в качестве слушателей или спикеров.
Комнаты в Clubhouse создаются и закрываются сотнями каждую минуту, специальный алгоритм определяет, какие из них будут интересны вам.
Главная особенность голосовых чатов (комнат) этой соцсети – они происходят исключительно в режиме реального времени, то есть никаких перемоток здесь не предусмотрено, нельзя также сохранить трансляцию или сделать запись экрана. По крайней мере, встроенными средствами.
Рассмотрим, как пользоваться социальной сетью Clubhouse.
Её функционал не так прост, как кажется:
Есть возможность поменять язык общения. Всегда существует вероятность, что в комнату, в которой вы находитесь, заглянет известная личность, и это отличный способ пообщаться со знаменитостью, с которой вы не имели шансов столкнуться нигде, кроме Clubhouse.
Инициатором создания комнаты (голосового чата) может быть любой пользователь соцсети или сообщество пользователей.
Можно создавать публичные комнаты, открытые для всех ваших подписчиков или приватные.
Рассмотрим, как создать комнату в Clubhouse. Запускаем приложение, жмём кнопку Start a room, указываем тип беседы. Если это приватный чат, выберите его потенциальных участников из числа своих подписчиков. Добавьте описание комнаты, нажав Add Topic. Для начала беседы нажмите кнопку Let’s go.
После этого всем подписчикам придёт уведомление о создании комнаты. Если чат создавался несколькими людьми, они автоматически становятся спикерами.
Любой, получивший уведомление, может подключиться к беседе, чтобы участвовать в разговоре или просто слушать.
Как общаться в Clubhouse? Если вы слушатель, то можете поднять руку, а модератор – принять и одобрить вашу заявку, и тогда вы тоже обретаете статус спикера.
Чтобы начать или прекратить говорить, нужно включить/выключить микрофон нажатием соответствующей кнопки.
Кнопка с изображением руки с листом позволяет разрешить/запретить поднимать руку другим участникам комнаты (доступно только модератору). Нажав кнопку Leave quietly, вы покидаете комнату, и об этом никто не узнает. Но если вы модератор, вы должны перед этим делегировать свои права другу, в противном случае комната будет автоматически закрыта.
И ещё один важный момент: создание комнаты можно запланировать, известив об этом своих фолловеров заранее, что можно назвать очень полезной фишкой: если они заинтересуются, то сделают отметку в своём календаре и не пропустят это событие.
Для российских пользователей соцсети интересны в первую очередь чаты на родном языке. Таковых пока не так много, как на английском, но их количество постоянно растёт. Нужно учесть, что все они существуют, только пока идёт беседа.
Можно порекомендовать чат «Т–Ж сторитайм», в котором обсуждаются финансовые новости, «Кто такой, зачем нужен» – комната, где интервьюируют известных людей, в комнате Mail.ru Group часто обсуждают дизайн и соцсети, в комнате AliExpress обсуждают этот китайский гипермаркет.
Тем, кто хорошо знает английский, выбрать нужную тематику намного проще. На кого можно подписаться из известных личностей? Их в Clubhouse более чем достаточно, от Илона Маска и Марка Цукерберга до Пэрис Хилтон и Джареда Лето. Из российских публичных личностей можно посоветовать Михаила Галустяна, Настю Ивлееву, Илью Варламова.
Можно искать комнаты в Clubhouse по интересам – списки, составленные на основе выбранных вами тем, обновляются в режиме реального времени.
С недавних пор в соцсети появилось такое понятие, как клуб, причём оно в достаточно полной мере соответствует своему названию – это сообщества пользователей, объединённых общими интересами. В настоящее время эта функция находится в стадии бета-тестирования. Это означает, что хотя отправление заявки на создание клуба возможно (через специальную форму), то, что вам удастся создать клуб, сервисом не гарантируется – модерируются такие заявки пока вручную. Предпочтение отдаётся тем пользователям, у которых на счету имеется как минимум три трансляции, проведённые в публичных комнатах.
Остаётся дожидаться, когда соответствующий функционал станет общедоступным с понятными правилами – тогда возможностей общения с интересными вам людьми станет определённо больше.
Как вы уже знаете, процедура регистрации отнюдь не гарантирует ваш приём в число участников социальной сети. Работает это достаточно просто: вы попадёте в так называемый лист ожидания, и теперь всё будет зависеть от других пользователей.
Скажем, вы только что были приняты в Clubhouse, и система выдала вам два инвайта. Вы можете придержать эти приглашения, чтобы раздать их потом нужным людям, но более предпочтительным с точки зрения Clubhouse является быстрая раздача инвайтов.
Рассмотрим, как отправить приглашение/инвайт. Для этого нужно зайти в лист ожидания и просмотреть список, нет ли там знакомых вам людей? Можно раздать приглашения и незнакомым (но с которыми вы были бы не прочь познакомиться), выбрав тех из них, которые в настоящее время находятся в сети (напротив поля Online стоит «Yes»).
Многие используют такой способ для знакомства с девушками – для того, чтобы их пригласить, они должны дать вам свой номер телефона. Его нужно занести в телефонную книгу, а затем зайти в приложение, кликнуть по конверту, расположенному вверху экрана, и затем использовать поиск, чтобы пригласить человека, чей номер телефона вы записали.
Зачем нужен Clubhouse? Изначально соцсеть задумывалась как способ скрасить одиночество во время пандемии, но со временем, как и полагается, она обогатилась новым функционалом, и теперь её можно использовать и для других, более меркантильных целей. Например, получить новую аудиторию в лице фолловеров или увеличить существующую.
И это не просто чат-болталка – здесь вы можете найти людей с общими интересами и завязать с ними более тесное знакомство.
Clubhouse – отличная платформа для чтения лекций на тему научпопа, для проведения конференций, для обмена опытом в определённой сфере. Это трибуна для оттачивания ораторского мастерства, а также площадка для проведения «живых» подкастов.
Преимущество голосового общения состоит в том, что вам не нужно постоянно сидеть у монитора или пялиться в экран смартфона, чтобы не потерять нить беседы. Вы можете заниматься своими делами и слушать спикеров, взяв в руки телефон, только когда захотите поучаствовать в разговоре. Это как слушать радио, но тему вы выбираете самостоятельно.
Очевидно, что такой формат определённо интересен пользователям. Но как будут развиваться события в среднесрочной перспективе, пока не ясно. На данный момент во многом интерес к соцсети подогревается за счёт эксклюзивности и закрытой пригласительной системы. Удастся ли Clubhouse сохранить популярность, если регистрация станет общедоступной, – не ясно. Но можно не сомневаться, что, когда появится приложение для Android, количество пользователей увеличится лавинообразно. Заранее предугадать, как скажется это на капитализации сети, невозможно.
На данный момент платформа не предоставляет возможностей монетизации, но в будущем она однозначно появится. В какой форме? Например, в виде размещения сторонней рекламы или платной подписки, предоставляющей некие привилегии при создании комнат и клубов.
Не исключён вариант, что Clubhouse будет выкуплен другим крупным игроком рынка, например, Цукербергом, и тогда платформа окажется интегрированной в Facebook. Словом, и участники соцсети, и заинтересованные могут запасаться попкорном в ожидании того, как будут развиваться события в дальнейшем. Учитывая нынешнюю динамику, можно полагать, что долго ждать не придётся.
Необычненько, я лично впервые узнала об этом приложении, а подруга, оказывается, уже давно активный пользователь .
Мне кажется, что у этого приложения великое будущее. Очень актуально в наше время, многим интересна эта тема.